«О МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ»

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

– насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

– захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

– создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

– содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

– распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

– оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

– создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

– осуществления террористической деятельности;

– разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;

– организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

– совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

– пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;

– реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;

– воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;

– финансирования экстремистской деятельности;

– публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;

Существует понятие  экстремистских материалов – это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.  

С развитием сферы информационно­-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия право охранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.

Территориальными следственными подразделениями Гродненской области в период с августа 2020 года по настоящее время окончено производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 480 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 500 обвиняемых по 1004 преступным эпизодам преступной деятельности.

Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:

– статьям 188, 369, 391 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления и правосудия, как правило, связанные с клеветой и оскорблениями должностных лиц государственных органов, санкции статей предусматривают наказание до 3 лет лишения свободы;

– статьям 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам оскорблений и клеветы в адрес Президента Республики Беларусь, санкции статей предусматривают наказание до 6 и 5 лет лишения свободы соответственно;

– статьям 364, 366, 389 Уголовного кодекса Республики Беларусь насилия либо угрозы применения насилия в отношении сотрудников органов внутренних дел либо их близких, должностных лиц, судей, санкции статей предусматривают наказание до 7, 8 и 3 лет лишения свободы соответственно;

– статье 203-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам незаконных действий в отношении информации о частной жизни и персональных данных представителей власти и должностных лиц, санкция статьи предусматривает наказание 5 лет лишения свободы;

– статье 341 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам осквернения сооружений и порчи имущества, санкция статьи предусматривает наказание до 3 лишения свободы;

– статьям 293, 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, массовых беспорядков и участие в таковых, санкции статей предусматривают наказание до 15 и 4 лет лишения свободы соответственно;

– статье 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) У головного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы;

Уголовным законом Республики Беларусь криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.

Так, согласно статье 361-1 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 361-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.

Ранее ответственность была предусмотрена только за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 8 лет лишения свободы со штрафом.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 361-4 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.

В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 361-5 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Так, согласно ст.5 Уголовного кодекса преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории. То есть, если потребителями размещаемых противоправных публикаций являлись граждане Республики Беларусь, находящиеся на ее территории, следует полагать, что и преступление окончено на территории Республики Беларусь.

Следует отметить, что территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП – экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.

За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность  согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет от пятидесяти до ста базовых величин и от ста до пятисот базовых величин соответственно.

Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистскими материалами, уголовная либо административная ответственность не грозит.

Вместе с тем, следует знать, что подписка – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 КоАП.

Кроме того, различная пропаганда – «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование – это влечет в настоящее время административную ответственность.

Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Состав указанного административного правонарушения будет и в том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как вся информация, размещенная на канале, признанном экстремистским, также является экстремистской.

Продолжая тему административной ответственности, следует остановить ещё на одном составе административного правонарушения.

Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду  или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики.

Как правило, выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Возвращаясь к теме соблюдения требований законодательства о массовых мероприятиях, следует остановиться на составе административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.23 КоАП, который предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Ответственность по указной статье КоАП наступает при участии в разного рода несанкционированных (проводимых без согласования) с местными органами исполнительной власти (администрации городов (района) митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, собраниях и т.д., а также за призывы к организации и проведению таких мероприятий.

Как участие в несанкционированных мероприятиях является, в том числе, размещение незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага в любом исполнении, герба «погоня» в месте доступном всеобщему обозрению (на стеклах, корпусе и в салонах автомашин, на окнах домов, элементах одежды, ручной клади, корпусах, чехлах мобильных телефонов и т.д.).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа до ста пятидесяти базовых величин, или общественных работ от восьми до шестидесяти часов, или административного ареста сроком от пятнадцати до тридцати суток, в отношении юридического лица от двадцати до двухсот базовых величин.

За повторное совершение аналогичных действий в течение одного года после наложения административного взыскания предусмотрена повышенная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественных работ, или административного ареста.

Если вышеуказанные действия совершены за вознаграждение, то Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественных работы, или административного ареста.

Сегодня сотрудники правоохранительных органов имеют возможность оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников ОВД, Следственного комитета и иных правоохранительных структур, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений.

позвонить в регистратуру